Форум » Языковеды » Старые словесы » Ответить

Старые словесы

Светлаока: Древослав пишет: цитата: Более раннее, "крест" - "встреча". Да. Но - не знала об этом. И на удивление прямо в этот день подтверждение на твои слова нашлось - у писателя Алексеева С.Т. (Сокровища валькирии и проч.) на сайте: "...Ивашка дождался попутного ветра и впряг свой фрегат в постромки, закреплённые на носу плота, поднял все паруса и пошёл через море. Кто тогда встречь или вкрест проплывал, глаза себе протирали - блазнится ли или уж в самом деле скала под парусом идёт?" (Отрывок из романа "Невеста для варвара"). Но вот и подумалось: возможно встречь и вкрест - по горизонтали - обслуживающие слова движение....(?) Поскольку вместе указаны; ну не синонимы же это? Встречь - прямо по курсу - на тебя; вкрест - сбоку от тебя, пересекая путь (справа налево или наоборот). Общее слово - окрестности (то, что вокруг предмета).

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Светлаока: Старые слова из русских сказок: http://www.lukoshko.net/dic.shtml

Светлаока: А и где же спит Садко? Купав добрый молодец.... Колыбельная Волховы над засыпающим Садко (опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко"). Купавый - часто моющийся, чистый, прекрасный. Купавый (сиб.) - белый, чистый. ----------------- http://www.karaoke.ru/catalog/song/4451 Поёт бублик87 - ну чисто русалка! ))) http://www.karaoke.ru/records/17636561 Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу. А и Сон искал Дрёму, Дрёму спрашивал: А и где же спит Садко, Купав добрый молодец? Баю-бай, баю-бай, Баю-бай, баю-бай. Спит Садко мой на лугу, На зелёном бережку В шитом браном положку, Во зелёном тростнику. Убаюкала его Ласка нежная моя. Баю-бай баю-бай, Баю-бай баю-бай. Ты расти, мой тростничок, Шитый браный положок. Не колышься, мурава, Зелена да шелкова, Сердце девичье моё Полонила песнь его. --------------------- Внимание! Ещё вчера в тексте караоке была ссылка на слово купавый; а сей день её уже потёрли! За нами бегают по инету и трут-трут-трут! Будьте бдительны!

Светлаока: CЫТА - вода с мёдом, сладость. Поесть доCЫта (до сыты ) - дойти в трапезе до сладкой воды с мёдом. (Возникает в этой связи правильное ударение: на -СЫТА-, а не на слог -ДО- : доСЫта (а не ДОсыта). -------------- Кстати! Сота (соута)- сыта.... Возможно!


Светлаока: Словарь казаков станицы Расшеватки: http://www.rasshevatka.narod.ru/dictionary/index1.html

Търло: Светлаока пишет: Но вот и подумалось: возможно встречь и вкрест - по горизонтали - обслуживающие слова движение....(?) Поскольку вместе указаны; ну не синонимы же это? Встречь - прямо по курсу - на тебя; вкрест - сбоку от тебя, пересекая путь (справа налево или наоборот). а может это есть - случайно ?

Светлаока: Търло пишет: а может это есть - случайно ? Cлучайно = фактор времени (отвечает на вопрос: когда? или как?). А встречь и вкрест - векторы движения, линии или пути (немного другое); отвечает на вопрос: каким образом? или как? Хотя в самом слове "случайно" присутствует луч, а он такоже и вектор, и линия (и ещё - свет!) Так что тут очень тонкое разъсуждение требуется.

Търло: ну вот векторы-лучи и соединились-случились в одном месте

Светлаока: Орда = бурундук (Пинежье) - потому, что в ряд полоски на спине? то есть порядок у него, всё ровнёхонько: тёмная-светлая-тёмная-светлая...полосы идут по спинке. Сравни: ряд, гряда, порядок/Оrdnung. Шолонник = Юго-запад (Пинежье)

Светлаока: липок - бабочка лисьва - лиственница синка, синочка - трясогузка сиверуха - бабочка чаеца - чайка (район Пинеги Архангельской области)

Светлаока: гржим - гром Веда от Грум-Гржимайло: И еще мы вправе попутно вспомнить римского императора и философа Марка Аврелия, который вел затяжные войны с разными народами на северных границах империи-квадами, маркоманами, сарматами и, как сказано в БСЭ, др. Среди других были, очевидно, и предки славян. И тут я должен вернуть читателя к уже известному нам Гржиму. Дело в том, что у меня в руках оказалось интересное письмо ленинградского ученого-ботаника Алексея Григорьевича Грумм-Гржимайло, сына знаменитого путешественника, отправленное 30 января 1966 года своему двоюродному брату московскому ученому-металлургу Николаю Владимировичу Грум-Гржимайло и возвратившее меня к истории их рода...А.Г. Грумм-Гржимайло был человеком точного, достоверного знания, и я, прочитав все его книги, снабженные, как правило, солидным справочнонаучным аппаратом, убедился, что ему можно верить. - Впервые Гржимали вышли на историческую сцену во II веке нашей эры. К северу от границ огромной Римской империи на территории Средне-Дунайской низменности находилась древняя Паннония, населенная тогда в основном вендами, т.е. славянами, относившимися к западной славянской ветви. В Паннонии на берегу Дуная стояла крепость Виндебож или Виндебон, как ее называли римляне. Под защитой толстых каменных стен этой крепости были сооружены древние храмы с идолами, которым поклонялись славяне этой области. Виндебож (впоследствии Вена) занимал господствующее положение на Дунае. Кто владел этой твердыней, тот и мог пользоваться бассейном Дуная для торговых и другого рода сношений. Римляне всячески старались завладеть этой крепостью и в 167-180 гг. н.э. вели упорные бои за Паннонию и ее главную цитадель. Командовал римской армией сам император Марк Аврелий. Ему удалось сдержать натиск северных варваров, но овладеть Виндебожем он не смог и в 180 году умер под его стенами. Защищал эту крепость вендский вождь или рыцарь, получивший прозвище Гржимала. Гржим - это древнейший славянский корень, выражающий понятие гром, а в переносном смысле - сила, победа. Гржимала - прилагательное от слова гржим и было употреблено в смысле победивший и разящий. На гербе, которым ты интересуешься, изображена крепость Виндебож, а не гроб господень, как ты пишешь, и рыцарь, стоящий в воротах в шлеме, со щитом и мечом на ударе,- это и есть наш родоначальник Гржим или Гржимала... Владимир Чивилихин. Память http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_577.htm

Светлаока: Малый русскоустьинский Словарь: авидень—туда и обратно за один день адрень—ветхость ахлипеснуть—дать пощечину ачилинка—любовница, зазноба барабан—большая лепешка из муки бардовать—стесняться, бояться басник—сплетник беда—употребляется в значении «очень» бель—еле различимый свет битва—шумное событие богат—может быть (богат, пурга завтра будет) Бог простил—родила бровить—говорить много бригать—обижаться букишка—междометие, выражающее удивление. Употребляется в значении «Господи!» булдыр—шишка буш—мелкий дождь быстриться—зло смотреть на кого-либо вара—заварка чая веснусь—прошлой весной вечерша—вчера вечером в зарах-те—не помня себя, в аффекте во-длинна—длинновата воздухом болеть—болеть гриппом вонный свет—загробный мир в пень прийти—сильно устать выворотень—гордый, высокомерный человек выкладывать—кастрировать выпрягаться—выходить из себя гад—мусор, нечистоты дековаться—издеваться до кички—до краев до потух зари—до поздней ночи дундук—меховая рубаха из оленьих шкур душу поднимает—тошнит дыгать—трусить дюкак—сосед едемный—съедобный железница—божья коровка забуль—правда, истина заглумка—улыбка заход—отхожее место зачичереть—захиреть иверень—большой кусок икраница—каша из икры ик-да нету—не отреагировал, не дал ответа илуга! -- выражение зависти (Илуга! Он новые часы купил) инде—в другом месте исток знать—знать причину чего-либо кабуть—здоров караться—мучиться карлук—осетровый пузырь, из которого делают клей. кила—геморрой кича—снегопад клеск—рыбья слизь коловратный—необщительный копыть—снежная пыль култык—тупик ланской—прошлогодний ласно—вероятно, вроде бы лен—мышцы шеи лехота—сонливость лунись—в прошлом году лыва—лужа маняло—содержимое желудка животного. межеумок—половинчатое решение монный—странный надеяние—страшилище на снег садиться—обживать не обжитое место на травушку упасть—родиться небесной (о ребенке) -- озорной недарова—не зря нужный человек—нуждающийся нямгун—каприза няша—ил облатыниться—обмануться околтыш—одиночка отвагу давать—оказать помощь больному пазух потерять—лишиться супруга папоротки отбить—избить, победить, одолеть погода—непогода колорот—разиня, зевака по талику—по секрету по тамошни баять—выражаться литературным языком приветное имя—прозвище родина—родня руки периком стоять—стоять, держа руки на поясе санки—нижняя челюсть сказки—новости стоесь—даже (он стоесь к брату не зашел) сток—восток, восточный ветер тарамкаться—настойчиво стремиться к чему-либо тахтиться—топтаться на одном месте тюка—предел, конец (досидели до тюки) углуха—тьма удушье—грипп уповедь—долгий отрезок времени хохол—лохматая собака худую кровь надернуть—рассердиться, перемениться в лице чайкой падать—жадничать чекуняшка—микроскопический челепень—упитанный человек человечек—зрачок черет ли—чуть ли чешуя да не прильнула—мартышкин труд чиканить—мочиться шахроли—сосульки щухома—зря, напрасно экономка—любовница (составлен урожденцем Русского устья, старшим научным сотрудником «Института малочисленных народностей Сибирского отделения РАН Алексееем Гавриловичем Чикачевым) Дмитрий Соколов-Митрич. «Русское устье. Мой репортаж в "Гео"» http://community.livejournal.com/russkij_sever/141520.html

Светлаока: Солнышко трисветлое Стихо Сергея http://lf1.ru/viewtopic.php?t=2664Добавлено: Пн Сен 05, 2011 2:39 am "Не судите строго, это полушутливая попытка реконструкции былинного эпоса со скачущей орфографией и лексикой. " Слово о.... Солнышко трисветлое обжигает оченьки, очи не прикрытые, ливнем пламя яркого. Не рубином светится, не охрою лунною, не цветком васильевым, а Всесветом Яровым. И ликуют млАдые девицы и отроки, дня начало празднуя песней, лЮбой Ясному. Не ступала ноженька по твердыне Иривой. Не искала душенька к предкам путь усЕченый. Стены Града стольного не спасут таённого, не отврАтят ворогов, злато паки алчущих. Ни румяна красные, ни ресницы совии, ни сирень подбровая не задобрят Змеище. А дружина славная, в дальнем порубежии, держит честь дозорную, помогая родичам. Полчища кочЕвые, тьмой на свет рождёные, аки стаи хортии, по холмам разбрежились. Ни на добром торжище, ни в покоях княжичих, нет улыбок ласковых, то унынье множится. За стеной сокрылися все дворы пасадовы и мычанье скотие тонет в бабьем вопище. Волхва велемудрого, вопрошают миром всем, как задобрить Вышнего, как его умилостить. Молвит старец во сердцах: Вы гонца отрядите за дружиной дальнею, да с посылом мыслите. Аз же в древнем капище, во кругЕ завещаном, с требами покладными с Божем буду молвиться. Отрока отважного снаряжают скопищем, потаённой грамотой, и походным рубищем. И гонец, то смиреный, во темь, град оставивши, трутом, жаром дышащим, В ухо влез кобылее. Понеслася пегая сквозь порядки вражичьи, вослед шёл посыльничий, печенегам молвивши, след ищу кобыличий. Посолонь им скачется то травою буйною, то сыпными брегами, то лесною чащею. Весть досталась в порушку, и набравши силушки, по селАм союзничим, рать до Града двинулась. И сошлись во полюшке буйные головушки. Сеча алой кровушкой степь рекою сделала. И бежали россыпью рати печенежии. Побросали во торопь всё добро поганое. Всех собрали родичей, смертушкой отмеченных, а поганых бранников хищным тварям отдали. Крадами великими запалили зарево, провожая душеньки в родный дом, во Ирию. И поклали в капище требы, всё обильные, всем Богам, Сварожичам песни пели славные. Солнышко трисветлое не угасни милое, возвращаясь сызнова, радуй своих дитяток.

Светлаока: http://f5.s.qip.ru/1aH1szfLX.jpg Гоношить

Светлаока: Як умру, то поховайте Мене на могилі Серед степу широкого На Вкраїні милій, Щоб лани широкополі, І Дніпро, і кручі Було видно, було чути, Як реве ревучий. Як понесе з України У синєє море Кров ворожу... отойді я І лани і гори — Все покину, і полину До самого Бога Молитися... а до того Я не знаю Бога. Поховайте та вставайте, Кайдани порвіте І вражою злою кров’ю Волю окропіте. І мене в сем’ї великій, В сем’ї вольній, новій, Не забудьте пом’янути Незлим тихим словом.

Светлаока: Если бы я имел счастливый талант родиться лет 100 назад и оставить литературное наследие на местном воронежском диалекте, то с таким же успехом можно было говорить о воронежском языке: чилик - воробей тетюх - пёсик бадик - подручная палка используемая при ходьбе закутка - сарай гурт - отара овец, огорожа для отары гумно - огород ясли - деревянная конструкция, используемая для кормления скота елань - открытая местность захворав - заболел энтот - тот из двух и т.п. А если ещё ввести пару букв, выражающих местную артикуляцию звуков "пяньёк бярьёзовый", то это был бы действительно самостоятельный язык. Сейчас он практически утрачен Алекс Титаев 09.01.2014 19:22

Светлаока: Название Мамай, Мамайка часто встречаются на Северном Кавказе и на юге Украины (в Ставрополе район города называется Мамайка, в Запорожской области – несколько речек с названием Мамайка). В Румынии на берегу Чёрного моря известно курортное местечко Мамайя, где также имеются развалины древней крепости. Крепость – башня Мамия-Кала известна в районе Хурзука в Дагестане, переводится как «сторожевая или видовая башня». Мамаи – это степные истуканы, так называемые половецкие каменные «бабы». На юге России много «мамаевых курганов», потому что чаще всего грубо отёсанные каменные статуи – памятники «Мамай», ставились на курганах, т.е. насыпных холмах на месте погребения знатных кочевников. Видна прямая связь названия с возвышенными и укреплёнными пунктами местности. Т.е. в целом термин Мамай по значению приближается к известному термину Кале – «холм», «крепость». С убыхского языка слово миме переводится как «яблоко», «яблоня», т.е. Мамай (Мамайка) может означать – «яблоневая (долина)». Убыхи и прочие черкесы были известны как неплохие садоводы. Были у них сады у селений, облагораживали они и дикорастущие плодовые деревья. Ранней весной, если доводилось черкесу идти в лес, он непременно прихватывал с собой несколько черенков хороших сортов плодовых деревьев, и, встречая дичок, тут же прививал его. Черкесские сады на Мамайке не сохранились, а вот в Красной Поляне и селе Аибга до сих пор растут груши старинных сортов. При въезде в Эстосадок слева от дороги видна целая аллея таких груш. Местные дети по весне на них какие-то гнёзда из досок вьют. Название реки – Псахе. По-адыгски псыхе – «низовье». В понимании черноморских шапсугов Псахе (Псыхе) – «река, текущая к морю»; пса– «вода», «река»; хе– в значении «нести (воды) вниз (к морю)». Возможно, что Псахе является шапсугской интерпретацией убыхского названия этой долины Пехоа, в этом же районе находился крупнейший убыхский аул Апохуа. Последнее название означает «селение убыхов», так как в основе его лежит слово пех – самоназвание убыхов. Соответственно, Пехоа – «долина убыхов». Убыхи – народ, проживавший на территории от реки Шахе до реки Кудепсты до 1864 года, когда был выселен в Турцию. Точное число убыхов неизвестно. Примерно – 50 тысяч. Эта долина в середине XIX в. была центром приморской Убыхии.

Светлаока: Рудный означает "родной" на русинском языке. В то же время "руда" - кровь на древнеславянском/русском языке (руду/кровь заговаривают). См. пословицы русинов об украiнцах: http://m.vk.com/public67712004

Светлаока: Ведрие - ясная погода/солнечная. Дешифровка по методу Гриневича Г.С. (см.его книгу Начала генной лингвистики). ВЕДРИЕ - ведърийе (полнослогово если по закону открытого слога: Согласный+ Гласный) Генный текст: хъ ци ме лъ ди се ръ хи зе цъ ли Разбивка по смыслу: хъциме * лъдисе * ръхизе * цъли Ъ (еръ) - О сверхкраткое, а не Е Текст: хоци(= чи) м(н)е (а)ло(и) д(н)и се рох(л)ы(й) з(р)е цъ(чо)ли Хочется думать алои дни это незрелый зреет что ли Алый - ярко красный Се - это Мнѣти - думать (через ять) Рохлый - рыхлый, незрелый Зрѣть - зреть, созревать (через ять)

Светлаока:

Светлаока: Алексей Сухов пишет: Колдобина, подобие, преподобный (подобный Пре или Пра), безподобный (уникальный), удобье (ный), неудобье (плохой, малоурожайный надел земли). Доба или Добие - старинное слово, обозначавшее промоины вдоль реки, в которых оставалась вода после половодья. Поэтому подобный - это фактически параллельный, ну а колдобина - это Добия сделанные Колесом. 19 мар 2015 в 7:492 https://m.vk.com/id262155302



полная версия страницы