Форум » Светлица » Перепекание и другие древнерусские традиции » Ответить

Перепекание и другие древнерусские традиции

Светлаока: Перепекание - осколок старины глубокой, настолько глубокой, что за ним угадывается время древнейшее, ушедшее в прошлое, возможно, даже тогда, когда писал свои поэмы Гесиод и слагались Упанишады. Но почему мы - русские люди - ничего не знаем о нем? Это вопрос, который потребует небольшого отступления, можно сказать, в самопознание. Все мы помним из русских сказок как "злая баба -Яга" засовывала Иванушку в печь или угрожала это сделать.... А на самом деле мы имеем древнейшую медицинскую практику... http://download.roscha-akademii.ru/perepekanie.htm Смотрим часть действа на диске. Цитата: "Баба Яга - костяная нога, лежит на печи, нос в потолок упирается" Все с детства слышали, но никто не задумался, шо це таке. У кого костяная нога? Почему нос упирается? Длинный такой? Или потолок такой низкий? Гроб это с мертвецом. Царство мертвых. Молодец приходит к Бабе Яге, ночует и идет дальше с напутствиями и т.д. Мальчики по достижению определенного возраста проходили обряд посвящения в воины или охотники. "Умирали" и возрождались в новом качестве, с новым именем. Ой, там много чего. Ну и репка тож..." http://www.oberejie.ru/perepekanie.htm домен уже не работает

Ответов - 4 новых

Светлаока: Зачем Яга детей в печку сажала? Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болезнях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов. В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!» В Витебской губернии мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой, которой приглаживали хлеб, и несла к печи, как бы собираясь посадить туда вместе с хлебами, но только клала лопату на припечек; в эту минуту дверь отворяла другая женщина и, всплеснув руками, с гневом спрашивала: — «Што ты робишь?» — «Ня, ты ня видишь; сущи пяку — во што я роблю!» — «А, сущи! дык пячи, пячи их, каб ни було!» — и другая женщина снимала ребенка с лопаты. Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, „не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки „перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее — временную смерть (ср. действия Бабы Яги и т.п.). http://forum.rustimes.com/index.php?topic=41.195 ссылка не работает

Светлаока: Зачем Яга детей в печку сажала? Зачем Рьян мою тему с форума Волошба удалил? Нехорошо (( http://www.vedowstwo.ru/blogs/iniciaci-i-posvjashenija-dk/perepekanie-i-lepka-tela-v-iniciacijah.html ссылка уже не работает вроде Рьян пишет: с форума волошбы тема была удалена и перемещена сюда Почему удалена? есть объяснение? из зависти? или отомстил мне удалением моей темы? Эх. Не по-людски это...

Светлаока: http://www.liveinternet.ru/users/4883388/post214437863/ Ещё о перепекании. Обряд перепекания ребёнка (Вельский муниципальный краеведческий музей, www.nationalcard.ru) Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя. При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении. Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса. Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь. Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи. Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка. Русских печек становится все меньше. Детская смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена. Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор). Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.


Светлаока: http://diak-svyatoslav.livejournal.com Выхаживание в печи недоношенных детей, Франция. 2 апр, 2014 at 9:01 PM Прочитав статью, приведенную ниже, я вспомнил, что мою бабушку, которая родилась недоношенной (7-месячной) - ее бабушка выхаживала в тазу, устланном гусиным пухом, поставив в остывшую русскую печь. Даже в русских деревнях знали эту перинатальную особенность... А теперь, собственно, об изобретении, которое стало аттракционом.



полная версия страницы