Форум » Капище » Русские переселенцы » Ответить

Русские переселенцы

Светлаока: Дмитрий Соколов-Митрич. «Русское устье. Мой репортаж в "Гео"» http://community.livejournal.com/russkij_sever/141520.html 1570 год. Великий Новгород времен Ивана Грозного. Зверствует Опричнина. Тысячи новгородцев садятся на корабли и уходят по северным морям на северо-восток в надежде обрести свою обетованную землю. Продвигаясь вдоль побережья, они заходят на зимовье в устья северных рек, многие остаются там навсегда. Почти все подобные поселения со временем были либо уничтожены эпидемиями, либо вырезаны местными племенами, либо полностью ассимилировались с ними. Исключение — поселок Русское устье, расположенный на северо-востоке Якутии в устье реки Индигирки. Среднегодовая температура—минус 15, летом около нуля. «Местные русские» (так обозначена их национальность в паспорте) не сильно изменились с тех пор, как покинули Великий Новгород 5 веков назад. Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ Спецкор «Известий», специально для «Гео» Старик и время -- Перво ниохто не был, ни людей, никого, бул только дух на небесах, и от этого духа основался человек, и он там жил, на небесах. Он думает, этот человек: должна ведь быть жемля. Он посмотрел вниз—а там моро—и увидел: чего-то чернеет одном мести. Вот он к нему жближился, этому месту, и увидел: гагара на море плавает. Стал он ш ней баять (он тоже, этот гагара, как швятой): «А ты знаешь, агде жемля лежит?»—«Я думаю, внутри есть, очень далеко», -- отвечат гагара.—«Как-нибудь не могом ли достат жемли?» – человек шпрашиват... Старик Шахов обмакнул юколу в соль, глотнул чаю, прикурил потухший «Беломор» и просто посмотрел на меня: -- Понимаешь хоть о чем я говорю? -- Со слуха как-то не очень. Может, на русский перейдете? Старик рассмеялся. -- А я и говорю на русском. Если я баять начну по досельному, вообще иностранцем стану. Потихоньку Иннокентий Иванович все-таки подстроился под мою речь и заговорил почти без акцента. -- Гагара нырнул и долго его не было, наконец выплыл—пустой. «Есть, говорит, земля, но достать сил не хватило». Тогда дух прибавил ему силы—и вынес гагара землю на себе. А дух взял ту землю и дунул по всему свету. Где упало больше, там стали горы, курганы, где меньше—суша, а море морем осталось. Это Священное писание по-русскоустьински. Четыреста лет его передавали из уст в уста от поколения к поколению, что-то забыли, что-то добавили. Шахов рассказывал его не меньше часа. Про то, как гагара стал строить престол выше, чем у духа и пришли к гагаре апостолы с предупреждением. Про то, как гагара их не послушал и тогда сдунул дух гагарин престол в море и сказал: «Будь ты Сатанаил!» Такая вот «Книга Бытия». В тихом балагане Шахов один из самых старых жителей Русском устье. Он живет в Лабазном—это самая дальняя русская заимка на Индигирке. От нее 30 километров до Северного-ледовитого океана, но его холодное дыхание чувствуешь даже здесь. Иннокентий Иванович поселился в Лабазном в 1940 году, когда ему было 15 лет, и с тех пор живет безвыездно. 65 лет одиночества. Всего в протоках Индигирки разбросано 29 заимок и на каждой свой иннокентий иванович. Большой поселок многие местные русские навещают лишь для того, чтобы сдать рыбу и решить какие-нибудь вопросы. Так было всегда. Если заменить у берега моторку на традиционную русскоустьинскую лодку-ветку, то заимка Шахова будет выглядеть так же, как век, и два, и три назад. Юрта, лабаз для хранения сетей и грузил из мамонтового бивня и несколько шалашей из бревен. Дрова здесь ценятся на вес золота. Их река приносит весной с верховьев, и если в этот период заболел или просто поленился, можешь тут же ложиться и помирать. Иногда бревна сами собой собираются и плывут по реке большим скопищем. Это называется Божий плот. Юрта (ее еще называют балаганом) – традиционное жилище местных русских. Это полуземлянка-полуизба, очень тесная и душная, поскольку окна в ней не открываются, а дым из камелька, что в углу, без всякой трубы уходит в отверстие в крыше. Она сложена из вертикальных бревен, сверху покрыта кусками дерна, а щели между ними замазаны глиной. Раньше вместо стекол в окна вставляли налимью кожу, а зимой – толстый кусок льда. За день лед изнутри покрывался инеем, который каждое утро соскребали специальным скребком. Помните у Пушкина: «Жил да был старик со своей старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года». Это он про балаган. -- Иннокентий Иванович, а вам тишина не мешает? -- А здесь не тихо. Здесь ветер с океана все время дует. -- А тоска? -- Тоска – это смерть. Если затоскуешь, тут же помрешь. Сейчас просто рыба уже прошла, а то, думаете, баял бы я тут с вами. У нас пословица такая есть: «При худе худо, а без худа—гаже того». Ояви Наутро, при хорошем свете я обнаружил в сенцах у Иннокентия Ивановича лук и стрелы. -- Вы спортом, что ли, занимаетесь? -- Почему спортом? -- обиделся Иннокентий. – Это настоящий, охотничий лук. В молодости я с ним охотился, ружья тогда еще в диковинку были. Но перво-наперво это знак ояви. Иннокентий Иванович имеет в виду, что он – это не он, а брат его Павел, который умер 12 лет от роду, накануне рождения Иннокентия. И, умирая, сказал маме: «Вот мои лук и стрелы и нож, -- он уже охотился к тому времени, -- сохрани их, они еще пригодятся. Мама их в амбар положила—так они и лежали там, пока Кеша не подрос. И вот однажды он потянул маму за рукав в амбар: «Пойдем, мама. Мое там лежит». И взял эти лук и стрелы. И тогда она поняла, что Иннокентий—ояви Павел. В Русском устье такое переселение душ очень популярно. В каждой семье есть свой ояви. Их так и называют: ну, например, Рустина Черемкина, по батюшке Ивановна ояви Евдокия. А когда хоронят какого-нибудь хорошего человека и хотят, чтобы он вернулся ояви, в его гробу делают дырку. Старик Иннокентий вдруг впал в молчание. Он это часто делает—то тараторит, а то вдруг как замолчит. Я потом понял, что он эти паузы просто не замечает. Жизнь в одиночестве атрофирует чувство времени. -- А Русское устье, -- проснулся Шахов, – это ояви Великий Новгород. Мы здесь еще раньше эвенов поселились, не говоря уже о якутах. Юкагиры только раньше нас. Старики рассказывали, что предки наши приплыли сюда на кочах по Голыженской протоке – от удушья спасались, болезнь такая (грипп – Д.С-М.). И остановились там, где Елонь впадает в Индигирку. И построили 14 домов, кабак и баню. Рассказ Шахова дополняют исследования ученых. Приплыли сюда новгородцы без женщин, ради продолжения рода приходилось жениться на юкагирках. Своих девушек выдавали за местных парней неохотно: только если тот принимал крещение и переезжал в дом невесты. Потом было еще одно пополнение Русского устья – в 17-м веке с юга пришли казаки, осваивавшие северную Сибирь. Постепенно русскоустьинцы все более становились похожими на азиатов – глаза сужались, лица расширялись носы сплющивались. Когда смотришь на них, вспоминаешь сказку про щелкунчика. Пожертвовав оболочкой, они сохранили главное—язык, культуру, веру.

Ответов - 1

Светлаока: Малый русскоустьинский Словарь: авидень—туда и обратно за один день адрень—ветхость ахлипеснуть—дать пощечину ачилинка—любовница, зазноба барабан—большая лепешка из муки бардовать—стесняться, бояться басник—сплетник беда—употребляется в значении «очень» бель—еле различимый свет битва—шумное событие богат—может быть (богат, пурга завтра будет) Бог простил—родила бровить—говорить много бригать—обижаться букишка—междометие, выражающее удивление. Употребляется в значении «Господи!» булдыр—шишка буш—мелкий дождь быстриться—зло смотреть на кого-либо вара—заварка чая веснусь—прошлой весной вечерша—вчера вечером в зарах-те—не помня себя, в аффекте во-длинна—длинновата воздухом болеть—болеть гриппом вонный свет—загробный мир в пень прийти—сильно устать выворотень—гордый, высокомерный человек выкладывать—кастрировать выпрягаться—выходить из себя гад—мусор, нечистоты дековаться—издеваться до кички—до краев до потух зари—до поздней ночи дундук—меховая рубаха из оленьих шкур душу поднимает—тошнит дыгать—трусить дюкак—сосед едемный—съедобный железница—божья коровка забуль—правда, истина заглумка—улыбка заход—отхожее место зачичереть—захиреть иверень—большой кусок икраница—каша из икры ик-да нету—не отреагировал, не дал ответа илуга! -- выражение зависти (Илуга! Он новые часы купил) инде—в другом месте исток знать—знать причину чего-либо кабуть—здоров караться—мучиться карлук—осетровый пузырь, из которого делают клей. кила—геморрой кича—снегопад клеск—рыбья слизь коловратный—необщительный копыть—снежная пыль култык—тупик ланской—прошлогодний ласно—вероятно, вроде бы лен—мышцы шеи лехота—сонливость лунись—в прошлом году лыва—лужа маняло—содержимое желудка животного. межеумок—половинчатое решение монный—странный надеяние—страшилище на снег садиться—обживать не обжитое место на травушку упасть—родиться небесной (о ребенке) -- озорной недарова—не зря нужный человек—нуждающийся нямгун—каприза няша—ил облатыниться—обмануться околтыш—одиночка отвагу давать—оказать помощь больному пазух потерять—лишиться супруга папоротки отбить—избить, победить, одолеть погода—непогода колорот—разиня, зевака по талику—по секрету по тамошни баять—выражаться литературным языком приветное имя—прозвище родина—родня руки периком стоять—стоять, держа руки на поясе санки—нижняя челюсть сказки—новости стоесь—даже (он стоесь к брату не зашел) сток—восток, восточный ветер тарамкаться—настойчиво стремиться к чему-либо тахтиться—топтаться на одном месте тюка—предел, конец (досидели до тюки) углуха—тьма удушье—грипп уповедь—долгий отрезок времени хохол—лохматая собака худую кровь надернуть—рассердиться, перемениться в лице чайкой падать—жадничать чекуняшка—микроскопический челепень—упитанный человек человечек—зрачок черет ли—чуть ли чешуя да не прильнула—мартышкин труд чиканить—мочиться шахроли—сосульки щухома—зря, напрасно экономка—любовница (составлен урожденцем Русского устья, старшим научным сотрудником «Института малочисленных народностей Сибирского отделения РАН Алексееем Гавриловичем Чикачевым) http://www.onlinephoto.ru/site/index.php?pg=ru_ustie Русское Устье, Якутия. 2001 Якутия. Русское Устье. На пересечении 71 параллели и 149 меридиана расположено уникальное поселение, где в жестких климатических условиях (температура близка к нулю даже летом) более 400 лет назад оказались русские переселенцы, вынужденные бежать из Новгорода от опричнины времен Ивана Грозного. Несмотря на тесное соседство с коренным местным населением, беженцы сохранили русский язык и традиции.



полная версия страницы