Форум » Капище » Ящер » Ответить

Ящер

ведун: Ящер "Коль ты парус направил за 9 морей, Пусть примет вода кусок хлеба и хмель, Ведь в море глубоком властвует он Древний Хранитель Ящер Дракон. Коль железо ты ищешь в норе под горой, Побоись потревожить его давний покой, Ты слуг его верных зерном одари И будет в достатке руда на мечи. Коль пашешь ты поле от межи до межи, В порядке ты совесть свою содержи. Пшеницу собрав и в муку помолов, Караваем румяным одари ты богов! Коль порядок ты этот будешь хранить И детям своим передашь эту нить, Честен пред Предками будешь тогда Под защитою Ящера будешь всегда!" Ящер — в славянской мифологии рептилиеподобное чудовище, связанное с водной стихией. Являлся противоположностью солнечных божеств, что отразилось в легенде о поглощении солнца. Согласно этой легенды вечером Ящер должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Часто Ящера изображали с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Итак, Ящер, кто же он такой. Во-первых, сакральный образ хозяина вод, рыбы и водных путей.. Во-вторых - символ оседлого земледелия. В третьих - символ вооруженных отрядов оседлых земледельцев. («Словарь славянской мифологии: происхождение славянской мифологии и этноса», Мирочников Л. Т.) Но в тоже время Ящер и владыка недр земных, бог, что показал как плавить металл и рассказал о минералах, он также хозяин гор .«Ящер» воплощает собой «кровь земную» – от кипения магмы в недрах земных до смещения подземных пластов (землетрясений). издание "МИф" А.Л.Баркова. В сказаниях Урала – он хозяин и Змеиный царь – Великий Полоз. Этимология позволяет предположить, что Ящер почитался за предка некоторых славянских племен (ср. пращур). Слово пра-щур состоит из двух компонентов: пра (перед) и щур (чур) — Чур (Щур) — в славянской мифологии бог-покровитель рода, охранитель границ его владении. Славяне почитали силу — мощь предков. Мощь непосредственно связана со словом «мощи» — кости предков. По другой версии имя Ящер означает «Змей». Ящеру поклонялись северные славяне (новгородцы и др.). Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек. Главное капище помещалось в Перыни недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Древнерусский летописец называет Ящера «князем Волхова». Он-де «перекрывал в той реке Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему иных пожирал, иных потоплял. Поэтому люди, тогда несведущие, сущим богом окаянного того называли». Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму – круг как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали в воду черных кур. Отголоски жертвоприношений Ящеру в Перыни дожили до ХХ в. Рыбаки, проплывая мимо святилища, по древней традиции совершали жертвоприношение – кидали в воду монеты. На Руси культ Ящера дольше всего жил в северных районах. Он широко представлен в новгородском декоративно-прикладном искусстве - на ручках ковшей, деревянных конструкциям домов. Средневековые гусли также содержат изображения ящеров. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленьких головки «ящерят». На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом, в орнаментации гусель присутствуют все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Возможно, игра гусляров была частью магического обряда по улову рыбы. В восточнославянском обрядовом фольклоре образ всемогущего Ящера представляется в двух функциональных направлениях: вредоносности по отношению к крупному рогатому скоту и лошадям (то есть к степным скотоводам) и символа земледельческого богатства. Уникальны представления о Ящере, зафиксированные на территории Западной Белоруссии, в которых Ящер выбирает девушек для замужества, сидя в золотом кресле. Сидит наш Яша На золотом стуле, Ладу, ладу, ладоньки, На золотом стуле. Щелкат наш Яшенька Калены орешки… Калены-калены, Девушкам дарены… Бабам посулены… Есть также игра. Юноша садится в центр круга, а девушки (незамужние) начинают водить вокруг него хоровод. Одна водит: Сиди, сиди, Ящер, В ореховом кусте, Грызи, грызи, Ящер, Каленые ядра! Дам тебе, Ящер, Красную девку, Алую ленту! Потом девушки спрашивают: — Кто сидит? — Ящер. — Что грызет? — Ядра — Кого хочет? — Девку — Которую? После чего парень называет имя и девушка, чьё имя он назвал, кидает ему платок и садится рядом с ним. Так продолжается, пока он не назовёт всех участниц. Затем они снова становятся в хоровод и пляшут: Насиделся, Ящер, В ореховом кусте. Насмотрелся, Ящер, На красных девок, Отдай же, Ящер, Алую ленту, Алую ленту — Девки Надежи! После этого юноша («Ящер») раздаёт всем девушкам платки и игра заканчивается. Есть мнение, что вся игра это ритуальный брак, который наделял девушку брачной способностью. Образ Крокодила (Ящера) сохранялся и в мужских группах матриархальных общин, которые почти ежедневно вели охоту на лесных зверей и рыбачили в реках и озёрах и каждый раз должны были приносить жертвоприношения хозяевам лесов и рек, в том числе и Крокодилу. («Словарь славянской мифологии: происхождение славянской мифологии и этноса», Мирочников Л. Т.) История Ящера насчитывает миллионы лет, на самом раннем этапе своего существования образ Ящера - это образ хранителя водных просторов и сторожа водных недр. Следующий этап в развитии представлений о Ящере связан с земледелием. Об этом говорят предания, сохранившиеся в мифах об аргонавтах и известиях древнегреческих писателей. Аргонавт Ясон сначала оказывается в Ливии, где дракон Тритон у Тритонского озера оказывает помощь аргонавтам и дарит на память Ясону ком земли. Приплывая из Ливии в Колхиду (на Кавказ), он снова встречается с драконом. Здесь он вынужден пахать на волах землю и сажать в борозду зубы фивского Дракона, из которых скоро вырастают могучие воины. Значит ко времени плавания аргонавтов между земледельческими центрами в Ливии, Беотии (Фивы) и Колхиде уже существовало морское судоходство. Археологические находки изображений Дракона, обнаруженные ростовскими археологами на Дону, дополняют локализацию этого культа и в древней Меотиде, населённой славянами. В уникальных кoлядных песнях белорусов Ящер представлялся в качестве покровителя девушек, собирающихся замуж, и восседал на почетном месте в золотом кресле. Здесь Ящер является служителем святилища. Прежде чем выйти замуж, девушки должны были пройти пяти-шестилетний срок своего посвятительства в разряд взрослых в святилище этого жреца и приобрести право на замужество. Поэтому девушки вначале чествуют Ящера и отдают ему свои символы готовности выйти замуж — венки. Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его поглотителем солнца: ежедневно вечернее светило опускается за пределы мира и подземной рекой плывет на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей западной пастью и изрыгающего из восточной. О древности мифа говорит то, что Ящер не враждебен солнцу: он возвращает светило добровольно. Одним из самых подробных изложений мифа о Ящере является былина о Садко – гусляре, восхитившем своей игрой подводного владыку (названного в былине Морским царем). Если вспомнить эту сказку, водяное божество Ящер одобряет игру гусляра и благодарит за нее и одаривает Садко, предрекая ему небывалый улов рыбы или же поимку рыб-золоты-перья, которые помогут ему перехитрить новгородских гостей и выиграть спор. Все предсказанное сбывается; гусляр становится самым богатым человеком в Новгороде. Игра на гуслях оказалась волшебным средством получения благ. Во второй части былины рассказывается о том, что Садко отправился на дно морское, как жертва Ящеру-царю, но с помощью его дочери выбрался обратно. С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жестокость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось жертвоприношением коня, а позже – чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку. Изображения Ящера встречаются на ручках деревянных ковшей, представляющие собой тщательно обработанное скульптурное изображение ящера. Главная масса ковшей с мордами ящеров относится к языческому времени. У ящеров крупная морда с огромной пастью и четко выделенными зубами. На шее ящеров в той или иной форме обозначена идеограмма воды: это или круговая зигзаговая линия, или каплеобразные ряды, или сложная орнаментальная плетенка. Изображение ящера на ковшах отнюдь не случайно, так как ковш-«черпало» был неотъемлемой частью обрядового пира, многократно упоминаемой в поучениях против язычества. Морды Ящера также украшали кровли домов, что еще раз связывает это существо с темой воды, в данном случае дождевой. Известен ритуальный жезл, предназначенный для каких-то ритуальных процессий в виде головы ящерa. соавторы Серый лис Марна Полина

Ответов - 4

Светлаока: ведун пишет: Морды Ящера также украшали кровли домов, что еще раз связывает это существо с темой воды, в данном случае дождевой. Ага) и ещё нос кораблей, что походило на самого ящера - будто он сам рассекает по реке или морю. Верно, это был продуманный шаг наших предков: на территории ящера быть-плыть в его обличии, потворствуя ему этим.

ведун: а также и держит на дистанции слуг Хозяина морей))) драккар - викингов - корабль, посвященный духу морей... разве за такое бог в обиде будет?))) хотя и они без дани в воду не заходили, хотя бы в начале пути или уже часть добычи водам посвящали а так тот же Степан наш так что никто и не забывал о Ящере даже в те времена, хотя сейчас это просто традиция для большинства - так сказать из вежливости - ну а насчёт этого, попробуй погладить волка просто из вежливости

le: А еще можно отождествить Ящера с Даконом. Дракон (змея) - Мудрость. На древних артефактах Дракон изображается в виде кольца (КОЛО!!!) кусаещего свой хвост. Здесь смысл: Гипербореи ВЕДАЛИ Бога. Нам же было дано пройти ИСКУШЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНЫМ (через религии, атеизм, коммунизм..и т.д.), чтобы наплакаться вдоволь, разочароваться, УРАЗУМЕТЬ ПРАВИЛЬНОЕ и вернуться в НАЧАЛО - Гиперборейскую Веру Русов. В этом сакральный смысл (предначертанность) России.


ведун: ну вообще то я и отожествляю Древний Хранитель Ящер Дракон.



полная версия страницы