Форум » Капище » Жервоприношения? » Ответить

Жервоприношения?

Светлаока: ИЗ латышского сайта: Дедов совет В старину был в одном краю такой обычай: стариков, которые уже не могли себе хлеб зарабатывать, отводили в лес и оставляли там. В те времена жил в этих краях один старичок, был у старика сын, и у сына тоже сынок. Стал сын старика примечать, что отец уже не тот работник, каким был прежде, что пора ему на тот свет отправляться. Заметив это, взял сын у сынишки санки, посадил на них своего старого отца и повез в лес. А внучек побежал следом за санками. Привез сын отца в лес, опрокинул санки и сказал: – Лежи тут вместе с санками! А сынишка, паренек смышленый, говорит: – Нет, отец, не оставлю я здесь свои санки! – На что тебе нужны такие плохонькие санки? – А если у меня их не будет, тогда на чем свезу тебя в лес, когда состаришься и зачахнешь? Услышав такие речи, сын старика призадумался: “Гляди-ка, – думает он, – собственный сын сулит мне тот же конец, какой я своему отцу учинил. Нет, так не годится!” Посадил сын отца обратно в санки и повез домой. Но дома он не смел у всех на глазах держать при себе беспомощного отца, поэтому спрятал старика в погреб, там его кормил и поил. Вскоре разразился в том краю страшный голод. Ржи ни у кого не было ни зернышка, и редко у кого сыщется горстка ячменя. Старик в погребе давно уже стал примечать, что плохи у людей дела, потому что сын давал ему только ячменный хлеб, да и того лишь на один укус. Однажды спрашивает старик сына: – Почему не даешь мне ни ломоточка ржаного хлеба? Сын отвечает: – Во всем краю голод страшный, ржи больше ни у кого нет ни зернышка; беда настала великая – не только есть нечего, но и посеять нет ни горсточки. – Тяжкие времена, – вздохнул старик, – однако послушай, сынок, дам я тебе совет, как хоть на посев зерна добыть. Раскрой половину крыши над ригой и вымолоти еще раз старую солому, поглядишь, сколько в ней осталось зерна. Сын сделал, как велел ему отец: раскрыл половину риги, снова вымолотил солому с крыши и собрал целую мерку ржаных зерен. Сделав это, сын опять пошел к отцу в погреб и рассказал, что вымолотил из старой соломы мерку ржи, Отец ему говорит: – Раскрой вторую половину крыши и обмолоти и там старую солому, поглядишь, сколько в ней осталось зерна. Сделал сын, как велел ему отец: раскрыл вторую половину риги, обмолотил еще раз старую солому с крыши и опять набрал целую крынку ржаных зерен. Тогда отец и говорит: – Теперь посей рожь! Сын посеял, и на другое лето у него такая тучная рожь уродилась, что хватило и на следующий год посеять. Увидев эту рожь, весь люд голодного края диву дается, откуда, мол, поднялись такие хлеба, если ни у кого не было ни зернышка? Прослышал об урожае сам помещик, приказал позвать к себе хлебопашца и спрашивает: – Откуда у тебя целое ржаное поле, когда во всем краю ни у кого нет ни зернышка ржи? Подумал сын малость, потом собрался с духом и рассказал всю правду, как дал ему старик-отец добрый совет. А помещик спрашивает: – Где ж он есть, твой отец, что его не видать, не слыхать? Сын отвечает: – Я его в погребе держу! Тут-то и помещик и все жители того края сразу поняли, что и от стариков есть прок, а прок этот – в добрых, мудрых советах. С той поры люди никогда больше не убивали своих стариков. http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/S/skazki10.htm

Ответов - 5

ведун: Как ни странно, жестокость и жестокосердность прослеживается в большинстве западных сказках.

Светлаока: ведун видишь ли, Природа, к примеру, вовсе не заботится о здоровье человека, когда он стареет. В молодом возрасте женщина рожает здоровых детей, пока она молода телом и кровью. Родила детей, продолжила РОД свой, и начала болеть, стареть.... Ведь в Природе дряхлых зверей поедают, убивая. Старый голубь в день смерти покидает стаю, стоит нахохленный прямо на асфальте, открыто,.... а к утру уже трупик его лежит на этом же месте.... Такова она - жизнь - и сладкая, и жестокая. Везде 2 стороны.

ведун: теперь отвечу я, почему так отписал. человек отличается от животного мира, тем что забодиться не только о потомстве, но и о стариках, скорее всего сие может и пережиток прошлого и тот самый древний "закон". "зверь и тварь вкусившие кровь и мясо человека, должно быть умерщвлённым". Честно сказать, не встречал в наших, восточнославянских традициях о подобных явлениях, как избавления от ненужных родичей. Другое дело, было множества случаев добровольного ухода в скиты или жертвование во имя всей общины или рода и не только. Так что человек отличается от животного своим отношением к родичам, так и славенин отличается от европейцев.


Светлаока: ведун пишет: Честно сказать, не встречал в наших, восточнославянских традициях о подобных явлениях, как избавления от ненужных родичей. Ну вот я и привела пример - только латышская сказочка. ведун пишет: Другое дело, было множества случаев добровольного ухода в скиты Действительно, в лесу в отдельно стоящих избушках не бывало, чтобы молодой кто удалялся и жил на отшибе, если только больной или ущербный умом.... Может, уход в скиты старых - это и есть продолжение древней русской традиции? Вполне возможно. Если бы эта традиция была христианской (т.е. долговременной), то старые бы жили совместно с монахами в монастырях, а это не происходило.

ведун: Светлаока, даже наоборот хрестьянскими реформаторами сия идея была распространена средь неугодных и нерадивых служителей, ведь они добровольно-принудительно уходили в скиты - схимники, если не ошибаюсь. а такое явление как у-бог-ие "святые люди" особо почитаемые на хресянской Руси - факт. Ударить убогого приравнивалось к святотатству, слышал про то как Годунова того самого люд и невзлюбил за то, что тот отмахнулся и случайно убил полуживого убогого. На что суров был Иван Васильевич, но сих и то не трогал. Правда впоследствии, уже при Романовых зачастую под личиной убогого скрывались простые попрашайки и воры, но уже другая история.



полная версия страницы